Обобщение судебной практики

рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 19 КоАП РФ

на судебном участке № 1 Акбулакского района  Оренбургской области

за 6 месяцев 2015 года

        Запланированное на 2 полугодие 2015г. обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях на судебном участке № 1 Акбулакского района  Оренбургской области за 6 месяцев 2015 года,  проведено на основе изучения дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 19 КоАП РФ.

Цель обобщения: изучить практику вынесения наказаний по административным делам, предусмотренным главой 19 КоАП РФ, их обоснованность, законность. Проверить соблюдение сроков рассмотрения данных административных дел, выявить соблюдение либо несоблюдение мировым судьей при подготовке к рассмотрению и рассмотрении дел об административных правонарушениях, апелляционное обжалование,  обобщаемой главы КоАП РФ, требований КоАП РФ и имеющихся разъяснений Верховного Суда РФ, касающихся специфики рассмотрения дел данных категорий, а также рекомендации, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях».

        По состоянию на 01.07.2015 год в судебный участок № 1 Акбулакского района Оренбургской области всего поступило 212 дел об административных правонарушениях. Окончено производство по 205 делам, в остатке находилось 10 дел.

        Из общего числа рассмотренных дел (из 212) – 30 дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 19 КоАП РФ (административные правонарушения против порядка управления), что составляет 14 %.

       Остатка дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 19  КоАП РФ в производстве мирового судьи судебного участка № 1 Акбулакского района, по состоянию на 01.07.2015г., не было.

Из рассмотренных 30 дел, предусмотренных главой 19 КоАП РФ:

по  ст. 19.1 КоАП РФ ( самоуправство) рассмотрено 1 дело,

              по  ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль )    –8 дел,

по  ст. 19.12 КоАП РФ ( передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания ) -  18 дел,

по ст. 19.13 КоАП РФ ( заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб ) - 1 дело,

по ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ ( осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - 1 дело,

по ч.1 ст. 19.24 КоАП РФ ( несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния ) - 1 дело.

    Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных иными статьями главы 19 КоАП РФ, в судебный участок № 1 Акбулакского района Оренбургской области за 6 месяцев 2015 года, не поступали.

    Все 30, обобщаемой категории дел, рассмотрены по существу, по делам приняты судьей решения.

    К административной ответственности, привлечены 13 лиц.

    Переданы по подсудности 17 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.12 КоАП РФ. В данных случаях, лица, в отношении которых возбуждено производство об административных правонарушениях, были согласны на рассмотрение дела по месту их жительства.

Пример: 

     1 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.12 КоАП РФ рассмотрен в судебном участке № 1 Акбулакского района. В отношении 1 лица назначено наказание в виде штрафа.

     Из числа рассмотренных данной категории дел, по состоянию на 01.07.2015г. прекращенных производством, нет. Рассмотрено 100 % от общего количества рассмотренных дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 19  КоАП РФ.

      В орган, составивший протокол, протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 19 КоАП РФ за 6 месяцев 2015г., не возвращались.

     Действия лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные главой 19  КоАП РФ,  не  переквалифицировались.

    Дела об административных правонарушениях рассматривались по месту его совершения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ), за исключением случаев передачи дел по подсудности ( 17 дел).

      По 11 рассмотренным, вышеуказанной категории, делам, за совершенные административные правонарушения, предусмотренные главой 19 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа.

       По 1 делу вынесено предупреждение.

       При назначении наказания в виде штрафа мировым судьей учитывались характер совершенного правонарушения, личность виновных, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность и другие факторы, имеющие значение для назначения наказания.

Пример: 

       Всего за 6 месяцев 2015 года общая сумма штрафов, назначенных по делам данной категории,  составила 22900 рублей.

        Из них - по ст. 19.12 КоАП РФ 1 лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 руб. (штраф уплачен добровольно);

- по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ: 8 лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа, общая сумма которого составляет 17300 руб. ( 4 лица штрафы уплатили добровольно, в отношении 4 лиц, штрафы взысканы в принудительном порядке).

       В качестве должностных лиц по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ мировым судьей привлекались руководители юридических лиц, где проводились проверки надзорными органами, по результатам которых  руководителям выдавались предписания об устранении нарушений законодательства. К ним мировым судьей отнесены: директора предприятий и другие руководители, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и другие лица согласно примечания к ст. 2.4 КоАП РФ.

    Статус выше указанных лиц, как должностных, устанавливался мировым с помощью учредительных документов юридических лиц, в которых предусмотрены органы управления юридическим лицом, а также документов о назначении (избрании) на должность (приказов, контрактов и т.п.),  должностных инструкций. Данные документы имеются в обоих рассмотренных делах.

    Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении такого дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля).

    Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства, должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.

     При рассмотрении дел, нарушений при составлении протоколов не установлено. Все предписания были  вынесены органами, в компетенцию которых входит осуществление государственного надзора (контроля),  и были выданы   в установленном законом порядке с соблюдением прав поднадзорного субъекта. Во всех предписаниях были указанные конкретные сроки исполнения нарушений.

  Органами которые выдавали предписания  являлись:   Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, Государственная инспекция труда в Оренбургской области.

     Постановления мировым судьей вынесены в течение трех месяцев  с момента истечения срока, предусмотренного предписанием об устранении нарушений законодательства.

- по ст. 19.1 КоАП РФ 1 лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 руб. ( штраф уплачен добровольно);

- по ст. 19.13 КоАП РФ 1 лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 1300 руб. ( штраф уплачен добровольно);

- по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ 1 лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб. ( штраф уплачен добровольно);

- по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении 1 вынесено предупреждение.

      По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлеченным к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением, в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол  в тот же срок.

     При рассмотрении дел мировым судьей  применялись  разъяснения  Пленума Верховного Суда РФ в п. 14 постановления от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

     Административные наказания   назначались мировым судьей  в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации о невозможности назначения наказания ниже низшего предела или неустановленного санкцией соответствующей статьи.

14 протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 19  КоАП РФ составлены в отношении мужчин. В отношении женщин составлено 15 протоколов, 1 протокол в отношении юридического лица.

    При изучении данных личностей, установлено, что данные граждане Российской Федерации, имеют постоянное место жительства. Юридическое лицо расположено на территории Акбулакского района Оренбургской области

    8 лиц являются жителями Акбулакского района, 3 лица проживают в п. Акбулак Оренбургской области, 17 лиц  проживают на территории Оренбургской области (данные протоколы переданы по подсудности для рассмотрения по месту жительства лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Из карточек правонарушений установлено, что все 10 лиц ранее привлекались к административной ответственности, 2 лица и юридическое лицо совершили  правонарушения впервые.   

      Статус должностного лица устанавливался мировым судьей с помощью учредительных документов юридического лица, а также документа о назначении (избрании) на должность (приказов, контрактов и т.п.).

    Правоспособность юридического лица мировым судьей проверялось на основании сведений о государственной регистрации. 

     Нарушений требований ст.28.2 ч.2 КоАП РФ при составлении  протоколов указанной категории должностным лицом, повлекшее возвращение материала для устранения недостатков, в указанном периоде не выявлено.

     Случаев небрежного составления должностными лицами протоколов и иных документов, не было.

     За 6 месяцев 2015г. мировым судьей частные представления по делам об административных правонарушениях, предусмотренным главой 19 КоАП РФ, не выносились.

     По состоянию на 01.07.2015г. дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 19 КоАП РФ, в апелляционном порядке, не обжаловались.

   Случаев составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренных главой 19 КоАП РФ, неправомочными лицами, в ходе обобщения,  не выявлено.

    Дел об административных правонарушениях, рассмотренных с нарушенным сроком, нет.

    Обобщением установлено, что судом строго соблюдаются сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

   Фактов волокиты при рассмотрении  мировым судьей дел об административных правонарушениях либо рассмотрения с нарушением установленного законом сроков,  не имелось.

    При рассмотрении дел, каких либо сложностей, связанных с исчислением срока давности привлечения к административной ответственности у мирового судьи не возникает.

Выводы: обобщение в целом показало, что мировым судьей при подготовке к рассмотрению и рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных  главой 19 КоАП РФ, соблюдаются требования КоАП РФ и имеющихся разъяснений Верховного Суда РФ, касающихся специфики рассмотрения дел данных категорий, а также рекомендации, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях». Мировым судьей правильно оцениваются обстоятельства административных правонарушений и правильно применяются положения статей КоАП РФ, сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях указанной категории дел, мировым судьей не нарушались. Дел, рассмотренных с нарушенным сроком, нет. Прекращенных дел нет. Протоколы в органы,  составившие  протоколы в связи с нарушениями при составлении протоколов, не возвращались. Судьей частные  представления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 19 КоАП РФ, не выносились.

      Предложения:

1. Обсудить данную справку на аппаратном совещании.

2. В случаях составления протоколов об административных правонарушениях  с недостатками, влекущими  возврат их в орган,  составивший протокол, вносить частные представления в органы, составляющие протоколы.

      3. В случаях выявления фактов нарушения законодательства, выносить частные  представления по делам об административных правонарушениях.

      4. Разместить данное обобщение на сайте судебного участка.

Обобщение проведено помощником

Мирового судьи  судебного участка № 1

Акбулакского района        Л.А. Сурских