Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 июня 2017 г. N 21

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил правила применения судами общей юрисдикции мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел.

В первую очередь ВС РФ напомнил, что такие меры применяются к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим осуществлению судопроизводства. Под нарушением установленных в суде правил, как указал ВС РФ, следует понимать неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных КАС РФ и (или) возложенных судом на определенное лицо. В то же время такая мера процессуального принуждения, как обязательство о явке, при необходимости (в отличие от общего правила) может быть применена и к участникам процесса, ранее не нарушавшим процессуальные обязанности, в том числе обязанности явиться в суд.

Мера процессуального принуждения может быть применена к лицу, участвующему в деле, его представителю, иному лицу, выступающему в суде от его имени (например, к должностному лицу - руководителю органа государственной власти), к лицу, содействующему осуществлению правосудия, гражданину, присутствующему в зале судебного заседания, лицу, на которое возложена определенная процессуальная обязанность.

ВС РФ отметил, что меры процессуального принуждения должны отвечать требованию соразмерности допущенному нарушению, применяться с учетом всей совокупности обстоятельств совершенного нарушения и процессуального положения участника процесса.

В постановлении рассмотрены также вопросы, связанные со сроком действия указанных мер, порядком их обжалования; приведены пояснения, касающиеся возмещения расходов на привод, дано толкование понятию "неуважение к суду" применительно к такой мере процессуального принуждения, как судебный штраф и т.д.